Направление 4. «ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ»
4.1. Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов, проанализировать источники их образования.
Беседа с детьми "Сделаем наш дом чище!"
Отчет по результатам изучения состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов и анализ источников их образования.
Дата выполнения задания - октябрь 2022 г.
Участники - воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания и сотрудники учреждения дошкольного обазования.
В апреле 2022 г воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания вместе с воспитателями дошкольного образования провели изучение состава образующихся в ГУО "Ясли - сад № 4 г. Мстиславля" отходов и проанализировали источники их образования. В мониторинге приняли участие 25 человек, в том числе и сотрудники детского сада. Для организации раздельного сбора мусора были приобретены контейнеры для разных видов отходов. В результате изучения были получены следующие данные:
В результате изучения были получены следующие данные:
Пищевые отходы: возрастные группы: 300, пищеблок - 3500.
Очистки (картофельные, листья капусты, скорлупа от яиц, очистки от фруктов): возрастные группы -300, пищеблок - 3000.
Бумага, картон: возрастные группы, кабинеты - 1000, пищеблок - 1500.
Пластик: возрастные группы, кабинеты - 80, пищеблок - 300.
Растительные отходы: возрастные группы, кабинеты - 150, пищеблок - 0.
Другие отходы: возрастные группы, кабинеты - 300, пищеблок - 400.
Всего отходов: возрастные группы, кабинеты - 2130, пищеблок - 8700
Основными источниками отходов, образующихся в учреждении дошкольного образования:
1. Бумага - упаковочные материалы из бумаги от творога, масла, листы бумаги, упаковочная бумага, картон, картонные коробки, тетрапакеты, лотки от яиц, листы бумаги, упаковочная бумага, картон, картонные коробки и т.д.
2. Пластик - ПЭТ бутылки от молока, кефира, сока,пришедшие в непригодность ручки, линейки, сломанные игрушки ;
3. Пищевые отходы - очистки картофеля, моркови, свеклы, обрезки яблок, кожура апельсинов и т.д.
4. Растительные отходы - листья, цветы, комнатные растения.
Конспект занятия по образовательной области "Ребёнок и общество" для детей старшей группы интегрированного обучения и воспитания. Тема "Бытовые отходы" смотреть здесь.
Изобразительное искусство: рисование «Мы - за раздельный сбор мусора»
Долгосрочный эксперимент (август 2021 - август 2022)
"Разложение мусора в земле"
Цель: выявить уровень разложения отходов по времени, формировать умение анализировать экологическую проблему, воспитывать ответственное отношение за сохранение природы.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель дошкольного образования Бедова И.В., Помозова К.И. (18)
4.2. План действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья.
Дата выполнения задания - январь 2022 г.
Участники - воспитанники старшей группы интегрированного обучения и воспитания и воспитатели дошкольного образования (20).
Разработка плана по минимазации отходов.
1. Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов и анализ источников их образования.
2. Выступление перед воспитанниками учреждения дошкольного образования "Сделаем наш дом чище!"
3. Проект "Сортируем отходы - сохраняем природу!"
4. Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!»
5. Участие в месячнике по наведению порядка и благоустройству территории учреждения дошкольного образования.
6. Сбор металлалома, ПЭТ.
7. Акция "Добрые крышечки"
8. Выставка совместного творчества детей и законных представителей "Чудеса из мусорной корзины" , "ЭКО - ель", "ЭКО - мода!" (поделки из вторичных отходов)
9. Акция "Мой чистый двор!"
10. Изготовление буклетов, листовок, памяток по пропаганде раздельного сбора мусора.
План действий представили перед законными представителями народительском собрании
"Сделаем наш дом чище"
Дата: январь.
Участники: воспитатели дошкольного образования, законные представители воспитанников.
Экологический проект
«Сортируем отходы – сохраняем природу!»
Участники проекта: дети старшей группы интегрированного обучения и воспитания – воспитатели дошкольного образования– законные представители воспитанников.
По продолжительности реализации проекта: долгосрочный (август 2021 - август 2022).
Проблема: охрана природы, попытка решить проблему сбора и утилизации мусора.
Цель проекта: формировать умение анализировать экологическую проблему, способствовать развитию творческого воображения и фантазии, чувства цвета и стиля при изготовлении поделок из вторсырья, как способ привлечения внимания к проблеме загрязнения окружающей среды; сформировать экологически культурное и экологически воспитанное поколение, ответственное за сохранение природы.
Задачи проекта:
- способствовать развитию у детей экологической культуры, умение видеть экологическую проблему и находить пути её решения;
- развивать творческую способность в изготовлении поделок, дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности;
- стимулировать познавательный интерес детей к проблеме окружающей среды;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Новизна
Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйства вещества: металлы, стекло, бумагу, пластик. Новизна заключается в том, чтобы разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов и использовать их вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого.
Актуальность
Дошкольный возраст – это ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Одна из проблем, с которой сталкивается каждый из нас – это мусор.
В настоящее время все более актуальной становится проблема борьбы с мусором (особенно с пластиком) и бытовыми отходами, загрязнением окружающей среды. Бытовые отходы могут быть использованы на благо людям. Отходы, по большей части, не подлежат выбросу на свалку, их нужно сортировать и перерабатывать.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Сортировка отходов на раннем этапе – до того, как они отправятся на помойку – решает несколько задач:
- сокращает общее количество мусора на планете;
- снижает количество потребляемых природных ресурсов за счет повторного применения сырья;
- способствует улучшению экологической ситуации;
- уменьшает затраты на вторичную переработку.
Ожидаемые результаты
Для детей: привитие детям экологической культуры, ответственное отношение к общественно-значимым заданиям, развитие у детей активности, самостоятельности, приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
Для педагогов: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, личностный и профессиональный рост, самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания, укрепление отношений между детьми и родителями, самореализация.
Этапы реализации проекта:
1.Теоретический
- анкетирование уровня экологической культуры родителей воспитанников;
- сбор и изучение методической литературы по данной проблеме, изучение инноваций в системе экологического образования;
- составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологической культуры;
- систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор.
Изучив интересы детей, проводя анкетирование родителей, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями, а так же разработан перспективный план работы.
Перспективный план деятельности по проекту «Сортируем отходы – сохраняем природу!»
Сроки
|
Мероприятия
|
Участники
|
Ответственные
|
август
|
Анкетирование и консультация для родителей
|
Родители, воспитатели
|
Воспитатели
Артёмова В.Н.
Помозова К.И.
|
август
|
Сбор литературных источников. Подбор литературы, предварительное чтение сказок, загадок, пословиц.
Подбор наглядных материалов: тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме и др.
|
Воспитатели, дети
|
Воспитатели
Помозова К.И.
Артёмова В.Н.
|
сентябрь
|
Беседа с детьми «Загрязнение окружающего мира»
Выступление перед воспитанниками учреждения дошкольного образования "Сделаем наш дом чище!"
|
Воспитатели, дети
|
Воспитатель
Помозова К.И.
|
2. Практический
Сроки
|
Мероприятия
|
Участники
|
Ответственные
|
август
|
Долгосрочный эксперимент "Разложение мусора в земле"
|
Дети, воспитатели
|
Воспитатель Помозова К.И.
|
сентябрь
октябрь
|
Наблюдение (ежедневно) «Куда выбрасывают мусор и куда он девается?»
|
Дети, воспитатели
|
Воспитатели
Помозова К.И.
Артёмова В.Н.
|
ноябрь
|
Размещение информации в родительском уголке. Консультации для родителей
|
Родители, воспитатели
|
Воспитатели
Помозова К.И.
Артёмова В.Н.
|
ноябрь,
апрель
|
Экологическая акция «Мой чистый двор»
|
Дети, воспитатели
|
Воспитатели
Помозова К.И.
Артёмова В.Н.
|
декабрь
|
Акция "Добрые крышечки"
|
Дети, воспитатели
|
Воспитатели
Помозова К.И.
Артёмова В.Н.
|
январь
|
Конкурс рисунков «Чистая планета»
|
Дети, родители,
|
Воспитатели
Помозова К.И.
Артёмова В.Н.
|
февраль
|
Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно»
|
Родители, воспитатели
|
Воспитатель
Помозова К.И.
|
март
|
Конкурс поделок из бросового материала «Чудеса из мусорной корзины»
|
Дети, родители
|
Воспитатели
Помозова К.И.
Артёмова В.Н.
|
апрель-май |
Изготовление костюмов из вторичных отходов (дефиле костюмов "ЭКО - мода!" |
дети, родители |
Воспитатели
Помозова К.И.
Артёмова В.Н.
|
июнь
|
Акция "Сдай макулатуру - спаси дерево!"
|
дети, воспитатели
|
Воспитатели
Помозова К.И.
Артёмова В.Н.
|
август
|
Наблюдение "Что стало с мусором за год в земле"
|
дети, воспитатели
|
Воспитатели
Помозова К.И.
|
3. Заключительный
Срок
|
Мероприятия
|
Участники
|
Ответственные
|
август
|
Буклет на тему экологического воспитания
«Сортируем отходы -сохраняем природу!»
|
Родители, дети
|
Воспитатели
Помозова К.И.
Артёмова В.Н.
|
август
|
Выставка поделок из бросового материала "Чудеса из мусорной корзины!"
|
Родители, дети, воспитатели
|
Воспитатели
Помозова К.И.
Артёмова В.Н.
|
Результативность проекта
Проект «Сортируем отходы – сохраняем природу!» разрешил поставленные задачи.
У детей сформированы элементарные экологические знания, доступные пониманию ребёнка, первоначальные умения и навыки экологического грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка.
Воспитанники уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.
Дети проявляют гуманное отношение к природе в любых обстоятельствах, понимают нравственный смысл своих действий и поступков.
Воспитанники знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
- имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы; имеют представления о разложении органических и неорганических отходов в земле;
- умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;
- создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.
4.3. Реализация плана действий на год по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования.
Отчет о реализованных действиях по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования и их эффективности:
В рамках реализации действий по минимизации отходов в государственном учреждении образования «Ясли-сад № 4 г. Мстиславля» был изучен состав отходов, образующихся в учреждении, проведен анализ.
Для воспитанников учреждения образования было организовано выступление на тему «Сделаем наш дом чище», разработан проект "Сортируем отходы - сохраняем природу!", в учреждении проведены акции «Добрые крышечки», "ЭКО - ель", «Сохрани дерево – сдай макулатуру!». Был организован раздельный сбор мусора в учреждении дошкольного образования. Сотрудники участвовали в месячнике по наведению порядка, благоустройству и озеленению территории. Детьми были изготовлены памятки, буклеты, плакаты по пропаганде раздельного сбора мусора, любви к чистоте на планете Земля. Совместно с родителями дети изготавливали поделки из бытовых отходов на тему «Чудеса из мусорной корзины».
Дефиле костюмов «ЭКО – мода»
Экологическая акция"Мой чистый двор!"
Цель: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу к сохранению чистоты своего участка в детском саду, дома, сада и города.
Задачи акции:
- подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
– формировать у воспитанников и законных представителей чувство ответственности за состояние окружающей природной среды;
– содействовать воспитанию активной жизненной позиции участников акции.
Дата: ноябрь 2021, апрель 2022
Участники: воспитанники средней группы и старшей группы интегрированного обучения и воспитания, законные представители воспитанников, сотрудники учреждения образования.
Семья Дербенёвой Александры
Семья Крестьянникова Михаила
Акция "Сдай макулатуру - спаси дерево!"
Дата: апрель 2022.
Цель: привлечение внимания воспитанников, законных представителей к необходимости вторичного использования природных ресурсов, вовлекать законных представителей и их детей в активную природоохранную деятельность,воспитывать экологическую культуру.
4.4. Изучение состава и количество отходов, образующихся в домашних условиях. Семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
По изучению состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях нами был разработан творческий проект "Бережливая семья"
Актуальность
Проблема отходов является, одной из важнейших проблем современного общества. Отношение к охране окружающей среды становится одним из основных показателей уровня развития нашего государства. С законными представителями было проведено анкетирование "Бережём природу - сортируем мусор!"
Итоги анкетирования показали, что родители владеют навыками раздельного сбора мусора и ответственно подходят к данному вопросу.
Задачи проекта:
Для детей
- систематизация представилений детей о важности сохранения чистоты окружающей среды;
- развитие навыков правильного обращения с мусором и бытовыми отходами;
- способствование развитию познавательных и творческих способностей детей.
Для родителей
- повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Реализация твореческого проекта "Бережливая семья"
Семьи отдельно собирают отходы, это нам позволило организовать акцию "Сдай макулатуру - спаси дерево!"
Семья Авраменко Алексея
Семья Свищёвой Вероники
Семья Крестьянникова Михаила
Семьи отдельно сортируют пластик.
Семья Райкина Дмитрия.
Постепенно семья отказываются от целлофановых пакетов и упаковок.
Семья Лущаковой Валерии
Так же батарейки, семьи отделяют от основного мусора и относят их в специальные контейнеры, которые находятся в гипер-маркетах.
Семья Коровяцкого Андрея
Из старых журналов семьи делают одежду для игр с бумажными куклами.
Семья Крестьянникова Михаила
Семьи в домашних условиях собирали крышечки. В результате была проведена акция "Добрые крышечки". Семьи приносили крышечки и поделки.Из крышечек конструировали цветы и разные геометрические фигуры. Остальные крышечки были отправлены на переработку.
Дата: апрель 2022.
Участники: воспитанники средней группы, законные представители воспитанников, воспитатели дошкольного образования.
Цель: привлечь внимание детей и законных представителей к решению экологических и социальных задач. Показать, что привычный «мусор» является нужным ресурсом. Крышечки - это стартовая точка к раздельному сбору отходов.
Задачи:
- просвещение детей и родителей о пользе раздельного сбора мусора;
- развитие навыков раздельного сбора мусора;
- воспитание активной жизненной позиции, экологической культуры у детей и законных представителей.
Семья Хромченко Матвея
Выставка "Чудеса из мусорной корзины"
Семья Райкина Дмитрия
Семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
Буклет "Умеем ли мы беречь природу!"
Памятки "Создание условий для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Плакаты "Мы вместе за чистую планету!"