Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.
Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.
Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, приобщая его к умственному труду. В наше время очень много детей не умеют задавать вопросы, из-за чего у них снижается потребность в познании, не расширяются активный и пассивный словари, не активизируется любознательность.
Вторым возрастом вопросов называют период жизни ребенка от 2,6 до 6-7 лет. К концу этого периода наблюдается «пик любознательности», наибольшая численность вопросов в речи детей, после чего отмечается спад.
Каждому из нас хорошо знаком этот период детства, когда ребенок задает «сто тысяч почему». Но все ли вопросы «почему» следует рассматривать как вопросы, за которыми стоит интерес к причинному объяснению?
Обращаясь к взрослому с вопросом, ребенок начинает ждать и настойчиво требовать ответа. Более того, он выражает свое несогласие, протестует, если предлагаемый ответ расходится с его собственным. Такие возражения ребенка взрослому являются первым признаком того, что ребенок начинает самостоятельно искать ответ на свой вопрос. Так появляются первые ростки превращения вопроса ребенка из необходимого средства речевого общения, познания мира от окружающих взрослых в необходимое звено самостоятельного мышления.
Внешний диалог ребенка со взрослым часто превращается во внутренний. Функции таких диалогов — восполнить пробелы в знаниях, согласовать их, понять, преодолеть обнаруженные противоречия, поэтому они не просто связаны с мышлением, а входят в мыслительный процесс, образуют его речевую форму.
Поэтому есть ряд причин, по которым необходимо задавать вопросы:
чтобы ребенок почувствовал свою значимость;
чтобы понять потребности и желания ребенка;
чтобы вовлечь ребенка в разговор;
чтобы узнать возможные возражения.
Умение ребенка поставить в проблемной ситуации вопрос, направленный на ее расчленение и исследование, является важнейшим показателем его исследовательских возможностей в целом. Рассматривая исследовательские возможности в форме вопросов детей старшего дошкольного возраста и их «спонтанную» любознательность, мы сталкиваемся с расхождением двух линий в развитии вопросов у детей: 1) развитие вопросов как необходимого звена диалога между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком и 2) развитие вопросов как необходимого звена самостоятельного мышления.
Исследованию проблемной ситуации с помощью вопросов ребенок обучается в процессе общения со взрослым в ходе совместной деятельности. Вспомним, как уже в раннем детстве мать стремится получать от ребенка ответы на всё более широкий круг вопросов, вовлекающий систему объектов с их всевозможными признаками и систему функциональной организации объектов. «Не жалейте времени на разговор с ребенком!» — часто говорят психологи в беседах с родителями. И это действительно так, только не всякий разговор приносит пользу ребенку. Например, поспешность в ответах на вопросы ребенка может подавлять его собственную активность, способствовать развитию лености мысли. В связи с этим возникают вопросы: как мы можем развить исследовательскую активность ребенка? Надо ли учить ребенка задавать вопросы?
Поэтому, важно помнить, что ребенок готов ответить на Ваши вопросы, если соблюдены следующие принципы:
ВЫ задаете ребенку вопросы о нем самом;
ВЫ задаете понятные для ребенка вопросы;
ВЫ задаете вопросы, не содержащие готового ответа, т.е. не навязываете своего мнения;
ВЫ строите свои вопросы на предыдущем ответе ребенка.
Задавайте вопросы в нужном месте, в нужной форме и в нужное время. Не превращайте выяснение потребностей ребенка в его допрос. Желательно задавать не более двух.
Также обратите внимание на то, насколько разносторонне ребенок исследует ситуацию. Если ребенок задает однотипные вопросы, спросите его о чем-либо, используя вопросы других типов (что? когда? как связано? влияет ли? может быть, это...? и т. п.). Это поможет ему преодолеть склонность к стереотипизации, глубже исследовать ситуацию. Полезно также уточнить смысл нечетких вопросов, помочь ребенку точнее сформулировать вопрос, найти более адекватную форму его выражения.
Такие игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с группой детей, с целым классом, используя для этого занятия по развитию речи. Немного фантазии и воображения, внимания, желания выслушать и понять ребенка не только доставят ему огромную радость, но и позволят подняться его познавательной активности на новую ступень.
Продумывайте Вопросы для успешной работы по заданной теме, например, рассматривание сюжетной или предметной картины.
Существуют ВОПРОСЫ ЗАКРЫТЫЕ (конвергентные)
Вопросы, на которые можно ответить однозначно «да» или «нет». Ответ - односложное (единичное) обозначение предмета или действия.
Какой это цвет?
Какая это форма?
Как это называется?
ХВОСТАТЫЕ ВОПРОСЫ
Вопросы с заранее запрограммированным ответом. Первая часть включает утверждение, с которым любой нормальный человек наверняка согласится. Вторая часть - это различные виды вопросительной связки – «Не так ли?», «Вы согласны?», «Правда?».
Ты согласен, что всегда приятно иметь друга, которому можно доверить свои секреты, не так ли?
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ
Вопросы, в формулировке которых содержаться варианты ответов. Используют для выбора альтернатив, для достижения большей определенности и получения согласия партнера.
Что нравиться тебе больше груша или яблоко?
ВОПРОСЫ ОТКРЫТЫЕ (дивергентные)
Вопросы, которые предполагают и активизируют полный, развернутый ответ. При развернутом ответе ребенок открывает новые стороны своей личности (эмоциональная окраска; развитие речи - словарный запас ребенка; развитие некоторых психических процессов; интерес к происходящему)
Что ты видишь?
Что ты заметил?
В чем сходство между …?
Как иначе можно…?
Как нам узнать, сколько…?
Какая картина вам больше всего нравиться?
Что случиться, если…?
Как ты сделал…?
Что еще ты бы мог бы…?
СОБЛЮДАЙТЕ «Правила партнерских отношений в общении - «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ».
Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства? И т. п. Так можно освоить все многообразие вопросительных форм, каждая из которых позволяет открыть что-то новое.
Контролирует СИТУАЦИЮ не тот, кто больше говорит, а тот, кто задает больше удачных вопросов и лучше слушает!
Что делать, чтобы Ваше объяснение было понятно для ребенка:
разбивайте речь на смысловые блоки;
в конце каждого такого блока делайте паузу или уточняйте все ли понятно ребенку;
делайте ударения на ключевые слова;
говорите чуть медленней, чем обычно;
если необходимо проводите аналогию с повседневной жизнью или предыдущим опытом ребенка, для объяснения сложных понятий;
проявляйте терпение, если вас перебивают, акцентируя внимание на ключевых моментах вашего рассказа;
Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку. Научите детей уточнять ситуацию - это, как отмечалось, называется задать вопрос на понимание.
Упражнение
Детей делят на две группы. Каждой группе показывают свою репродукцию столько времени, сколько они попросят. Затем репродукцию первой команды показывают детям второй команды и просят задавать вопросы по репродукции о всех деталях детям первой команды. Потом делают наоборот. Та команда, которая ответила на все вопросы, считается выигравшей.
Игра "Интервью"
Сначала познакомьте детей с новыми словами.
Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер - тот, кто задает вопросы.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы.
Сначала надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.
Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.
Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя.
Как отвечать на вопросы?
Сначала разберем, почему дети не отвечают на вопросы или отвечают плохо:
1. Не знают ответа и боятся это показать.
2. Знают, но боятся ошибиться; не знают, с чего начать ответ; долго думают, а взрослый этого не хочет ни понимать, ни принимать.
3. Ребенку совершенно неинтересен вопрос.
Например, можно проводить беседы на такие темы.
- Чего ты больше всего хочешь?
- Кого (чего) ты больше всего боишься?
- Чему бы ты хотел научиться?
- Учат ли звери и птицы своих детей?
- Что тебе хотелось бы изобрести?
- Что такое зло?
Хорошим ответом на этот трудный вопрос является ответ на древний вопрос: чего бы ты не хотел, чтобы с тобой произошло? Это и есть зло.
Уместно вспомнить "золотое правило": не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы это делали тебе.
Отвечать желательно точно и кратко. Ребенку нужно объяснить, что если он не знает ответа, надо так и сказать: "Не знаю". Это тоже ответ.
Но лучше сказать: "Сейчас не знаю, но узнаю (или: подумаю) и отвечу".
Руководитель вместе с детьми определяют лучший вопрос и лучший ответ. Потом команды меняются ролями.
Основной подход к обучению детей отвечать на вопросы заключается в создании дружелюбной, раскованной обстановки, которая дает ребенку абсолютную уверенность, что над ним не будут смеяться. Как при сеансе мозгового штурма. Непринужденные беседы, с большим количеством вопросов и ответов.
раскрыть » / « свернуть